С 1 октября россиянам доступна электронная регистрация прав на недвижимость

1 октября 2013 г. Недвижимость 4 4365 Гэу Андрей
1 Изображение Отныне зарегистрировать права на квартиры, дома, земельные участки теперь можно в интернете. Нормы об электронном документообороте Росреестра содержатся в федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета».

Для регистрации прав на недвижимость в интернете потребуется отсканировать и переслать по e-mail в Росреестр или на Единый портал госуслуг документы, заверив их усиленной электронной подписью. Массово получать данную электронную услугу по открытым каналам связи граждане смогут не раньше начала 2014 года – еще определяется порядок взаимодействия при подаче запросов, уточняются процедурные моменты.

Среди других нововведений, вступивших в силу с сегодняшнего дня: сокращение сроков государственной регистрации, кадастрового учета, учета изменений и снятия с учета недвижимости с 20 до 18 календарных дней; отмена обязательного предоставления вместе с заявлением квитанции об уплате госпошлины; отмена предоставления кадастрового паспорта при регистрации для владельцев загородной недвижимости. Также в новом законе прописано право собственника объекта недвижимости подать заявление о невозможности госрегистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника.

Изменения должны существенно сократить сроки выполнения отдельных процедур, связанных с регистрацией недвижимости, и обеспечить более понятный и быстрый режим работы Росреестра.

В рамках реализации «дорожной карты» к 2018 году Россия должна попасть в пятерку лидеров рейтинга Doing Business по показателю «регистрация собственности».
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Банников Андрей (Руководитель вторичного отделения компании «Азбука Жилья» )

Как вы прокомментируете новые нормы федерального закона, в частности, регистрацию недвижимости в интернете, и другие.

С одной стороны, радостно, что государство продолжает работу по введению электронного документоборота. Это, безусловно, необходимо делать для ускорения и упрощения процедур перехода прав на недвижимое имущество. С другой стороны, я прогнозирую появление новых видов мошенничества, связанных с кражей данных электронной подписи. Ведь такую сделку опротестовать будет значительно сложнее, чем сделку в простой письменной форме, где можно доказать, что договор подписан ненадлежащим лицом, путем проведения почерковедческой экспертизы. Это как в случае с пин-кодом кредитной карточки – раз мошенник его узнал, то никто, кроме владельца, в этом не виноват…

Хотя вряд ли все желающие купить или продать жилье побегут получать электронные подписи, скорее всего, процесс будет растянут на несколько лет.

Отмена предоставления квитанции об уплате госпошлины никак не ускорит процедуру. Ведь регистратор будет ждать появления платежа в электронной системе. А если платеж потерялся? Для сторон в сделке это точно не облегчение процедуры.

Отмена предоставления кадастрового паспорта для владельцев загородной недвижимости? Зато появляется дополнительный документ – справка о кадастровой стоимости.

Казанцев Роман (Директор правового департамента, ООО «СтройМенеджмент» (ЖК «Рутаун»))

Очереди в подразделениях и подведомственных организациях Росреестра до сих пор остаются одним из основных препятствий для получения государственных услуг. Поэтому, очень хорошо, что появляются новые возможности получения государственных услуг по заявлениям с электронной подписью. Однако, в законе необходимо предусмотреть ответственность органа государственной власти перед заявителем за нарушение сроков в виде, как минимум, возврата уплаченной заявителем государственной пошлины, так как сроки зачастую нарушаются, а очереди – не уменьшаются. То есть, правоприменение в интересах граждан имеет большее значение, чем изменения в законодательство.
Интересный пример. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти для получения государственных услуг к 2014 году должно быть сокращено до 15 минут, то есть Указом допускается сокращение очередей до наступления 2014 года. Однако, в соответствии с утверждёнными Правительством РФ 31.01.2013 "Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года" это же время уже в 2014 году не должно превышать 15 минут. Правительство изменило предлог «к» на «в», из-за такой игры предлогами до наступления 2014 года сокращения сроков очередей до 15 минут ждать уже не приходится, как и после окончания 2014 года.

Веселов Александр (Директор по развитию ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate)

Данную инициативу оцениваю позитивно, однако говорить о перспективах ее практической реализации и уменьшения очередей в Росреестре пока рано.
Процедуру получения электронной подписи нельзя назвать очень удобной – надо лично обращаться в налоговую инспекцию для оформления документов. В связи с этим регистрация прав собственности через интернет останется сложной процедурой, требующей подготовки полного пакета документов и т.д. Потенциальный спрос на электронную регистрацию, безусловно, велик, но будет ли система работать – зависит от качества ее реализации. Сейчас, к сожалению, фактические сроки регистрации могут превышать норматив в два раза и более.
Вызывают некоторые сомнения и заявленные сроки реализации программы. Учитывая текущую непростую ситуацию, очереди и задержки, реальную работу инициатива начнет, скорее всего, значительно позже. В целом, возможность электронной регистрации прав существенно повысит прозрачность данной услуги.

Кузьмина Ирина (Руководитель сектора регистрации департамента оформления недвижимости, «НДВ-Недвижимость»)

Как вы прокомментируете новые нормы федерального закона, в частности, регистрацию недвижимости в интернете, и другие изменения.

До недавнего времени была предусмотрена подача документов с использованием системы ИС ППД (вход в систему с использованием электронного ключа). Но, как показывала практика, данная система не работала, и многие территориальные отделы даже ни разу не принимали документы в таком виде. Несколько раз документы подавались заявителями через почтовое отправление (по информации Одинцовской регпалаты). Это было сделано для того, чтобы заявители не стояли в очереди и не приезжали на подачу документов. Но это вызывало массу неудобств для заявителя. Во-первых, когда заявитель лично приносит документы и подает их специалисту, то специалист смотрит комплектность документов и при необходимости может ответить на все вопросы. Во-вторых, когда документы отправляются по почте, то заявитель не всегда знает, что нужно предоставить в конкретном случае. Соответственно, регистрация приостанавливается, и заявителю необходимо подъезжать к регпалату для консультации по приостановке и устранению причин, препятствующих регистрации.

Поэтому регистрация права собственности через интернет, на мой взгляд, не сильно облегчит жизнь заявителям. Документы будут подаваться в отсканированном виде через интернет. Я думаю, что нужно будет предоставлять документы на бумажном носителе, чтобы можно было провести правовую экспертизу. Скорее всего, чтобы все поставить на поток и все хорошо работало, потребуется много времени и доработок. А так, идея неплохая.

Что касается кадастровых паспортов, то их и сейчас не требуют, а если где-то и требуют, то это считается нарушением. Заявитель вправе по собственной инициативе предоставить данный документ в регистрирующий орган. Вы сдаете документы на регистрацию, и во время правовой экспертизы специалист делает запрос в кадастровую палату о сведениях на объект. Если кадастровая палата сразу дает сведения, то документы регистрируются, а если ответ не поступает в Росреестр до окончания срока регистрации, то регистрационные действия приостанавливаются на установленный законом срок.

Квитанцию заявитель вправе предоставить по собственной инициативе, т.к. если будет отсутствовать информация об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, то документы к рассмотрению приниматься не будут.

Помимо сокращения указанных ниже сроков, также сокращается срок регистрации первого ДДУ. Теперь вместо 30 календарных дней всего 18.

Если все, что задумано, воплотится и будет работать бесперебойно, то тогда это все сможет облегчить жизнь заявителям.

Читайте также
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ