Постановление фас северо-кавказского округа от 20.12.2010 по делу n а53-7283/2010 заявленные требования об отмене постановления налогового органа о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 коап рф удовлетворены. порядок ведения кассовых операций в рф в части, касающейся оприходования в кассу денежной наличности и порядка хранения свободных денежных средств, не распространяются на индивидуальных предпринимателей, в связи с чем предприниматель не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.суд первой инстанции арбитражный суд ростовской области

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2010 г. по делу N А53-7283/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Канатовой С.А. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Селезневой Ольги Григорьевны и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 25288 и 25289), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2010 (судья Гришко С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 (судьи Смотрова Н.Н., Иванова Н.Н., Ткаченко Т.И.) по делу N А53-7283/2010, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Селезнева Ольга Григорьевна (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 06.04.2010 N 39 о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде 4 тыс. рублей штрафа.
Решением от 20.05.2010 оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2010, суд удовлетворил заявленные требования. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований. По мнению налоговой инспекции, судебные акты вынесены с нарушением норм материального права. Выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. По мнению налогового органа, неотражение предпринимателем в кассовой книге денежной выручки в день ее получения свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности, что влечет ответственность по статье 15.1 Кодекса. Процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности налоговой инспекцией соблюдена.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению предпринимателя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса. Кроме того, при привлечении предпринимателя к административной ответственности налоговый орган допустил процессуальные нарушения, что также является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 02.04.2010 N 241 налоговый орган провел проверку предпринимателя по соблюдению им законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов с населением в торговой точке, расположенной по адресу: г. Аксай, пр-кт Ленина, 14, универмаг, 2 этаж (отдел косметики).
В ходе проверки налоговым органом установлено нарушение предпринимателем пункта 6.1. раздела VI "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденных заместителем министра финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила) и пунктов 22, 24 раздела III Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), выразившееся в оприходовании предпринимателем выручки, полученной с применением ККТ, один раз за несколько дней, что отражено в акте проверки от 05.04.2010 N 79 и протоколе от 05.04.2010 N 37.
По итогам рассмотрения материалов проверки налоговый орган вынес постановление от 06.04.2010 N 39 о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса, в виде 4 тыс. рублей штрафа.
Предприниматель, не согласившись с постановлением налогового органа от 06.04.2010 N 39, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основаниями для привлечения к административной ответственности, предусмотренными статьей 15.1 Кодекса, являются нарушения требований работы с денежной наличностью и кассового обслуживания, установленных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров Банка России 05.01.1998 N 14-П.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. К числу таких предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - постановление N 88) для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 постановления N 88 предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. Вместе с тем налоговое законодательство определяет порядок ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения.
Вывод судебных инстанций о том, что действующим законодательством на индивидуальных предпринимателей не возложена обязанность по ведению унифицированной формы первичной учетной документации: КО-4 "Кассовая книга" и другие обязанности, указанные налоговой инспекцией в протоколе об административном правонарушении от 05.04.2010 N 37 и постановлении от 06.04.2010 N 39, является правильным.
Порядок учета не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым уплачивается ЕНВД. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, не обязаны вести книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 и Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное Советом директоров Банка России 05.01.1998 N 14-П в части, касающейся оприходования в кассу денежной наличности и порядка хранения свободных денежных средств, не распространяются на индивидуальных предпринимателей, в связи с чем предприниматель не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, на что обоснованно указали судебные инстанции. Данный правовой вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.06.2010 N 1411/10.
Вывод судебных инстанций об отсутствии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса, является правильным. Указав на отсутствие правовых оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса, судебные инстанции правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое предпринимателем постановление налогового органа.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие изменение или отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 по делу N А53-7283/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
С.А.КАНАТОВА
Л.А.ЧЕРНЫХ

Постановление фас северо-кавказского округа от 20.12.2010 по делу n а53-7134/2010 заявление о признании недействительными решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении ндс удовлетворено, поскольку общество документально подтвердило право на возмещение ндс по уточненной декларации за июнь 2007 года; налоговый орган документально не опроверг реальность осуществления хозяйственных операций общества с поставщиком.суд первой инстанции арбитражный суд ростовской области  »
Читайте также