Расширенный поиск

Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 01.02.2018 № 64-РГ

ГЛАВА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

г. Якутск

 

 

Об утверждении Концепции содействия развитию территориального общественного самоуправления в Республике Саха (Якутия)

 

 

В целях содействия развитию институтов гражданского общества, активизации участия граждан в решении вопросов местного значения, дальнейшего развития механизмов взаимодействия власти и населения:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию содействия развитию территориального общественного самоуправления в Республике Саха (Якутия) (далее - Концепция).

2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Чекин Е.А.) разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции до 01 мая 2018 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при решении вопросов местного значения и принятии решений по вопросам территориального общественного самоуправления.

4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.

5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Гуляева М.Д.

 

 

 

      Глава

Республики Саха (Якутия)                                                       Е.БОРИСОВ

 

 

 

01 февраля 2018 года

№ 64-РГ

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2018 г. № 64-РГ

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

содействия развитию территориального общественного самоуправления в Республике Саха (Якутия)

 

 

I. Общие положения

 

Концепция развития территориального общественного самоуправления в Республике Саха (Якутия) (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение правовой, организационной и экономической среды для формирования и развития территориального общественного самоуправления в Республике Саха (Якутия) (далее - ТОС) и определяет основные ориентиры для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и органов ТОС.

Правовой основой разработки Концепции являются:

Конституция Российской Федерации;

Европейская Хартия местного самоуправления, ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия);

Закон Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2014 г. 1386-З № 327-V «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)»;

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2013 г. № 2209 «О комплексных мерах по устойчивому развитию села в Республике Саха (Якутия)».

 

 

II. Характеристика текущего состояния и проблематика территориального общественного самоуправления  в Республике Саха (Якутия)

 

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Исходя из смысла и содержания статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление является формой участия населения по решению вопросов местного значения. ТОС может иметь смету доходов и расходов, может получать необходимые средства из местного бюджета, не исключается передача в ведение ТОС каких-то материальных объектов, относящихся к муниципальной собственности.

В Республике Саха (Якутия) осуществляют свою деятельность 409 поселений, в том числе 48 городских поселений и 361 сельское поселение. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в республике проживает 958,5 тысяч человек, в том числе городское население – 614,6 тысяч человек, сельское население – 344,0 тысячи человек. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 01 января 2017 года численность постоянного населения составляет 962,8 тысячи человек, в том числе городское население – 630,5 тысяч человек, сельское население – 323,3 тысячи человек.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 14 ТОС, в том числе в Усть-Алданском улусе (районе) - 3 ТОС, в Таттинском улусе – 1 ТОС, в Сунтарском улусе (районе) – 5 ТОС, в Намском улусе – 2 ТОС, в Горном улусе – 2 ТОС, в Среднеколымском улусе (районе) – 1 ТОС. Например, в муниципальном образовании «Легойский наслег» Усть-Алданского улуса (района) в 2014 году образованы 2 ТОС в населенных пунктах с. Хомустах и с. Далы. Село Хомустах расположено в 19-ти км от административного центра наслега с. Кептени. Численность постоянно проживающего населения в с. Хомустах 390 человек. В селе функционируют Хомустахская основная общеобразовательная школа, детский сад, сельский дом культуры, сельская библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, спортзал, детский туберкулезный санаторий, пилорама, летний водопровод, коммерческие магазины. Основным занятием жителей наслега является сельское хозяйство. ТОС «Хомустах» образован в границах данного населенного пункта. Второй ТОС – ТОС «Далы» образован в границах населенного пункта с.Далы. Село Далы расположено в 10 км от с. Кептени. В селе функционируют школа-сад, сельский клуб, сепараторный пункт, фельдшерско-акушерский пункт. Численность постоянно проживающего населения составляет 56 чел. Основным занятием жителей наслега является сельское хозяйство. В 2015 году ТОС «Хомустах» определен победителем конкурса на получение субсидий за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с проектом «Создание условий для организации отдыха и занятия спортом малоимущих, многодетных семей, людей с ограниченными возможностями».

На примере муниципального образования «Легойский наслег» Усть-Алданского района одним из основных направлений развития ТОС в Республике Саха (Якутия) предполагается развитие ТОС в сложносоставных наслегах, состоящих их двух и более населенных пунктах. В таких муниципальных образованиях жители населенных пунктов, не являющихся административным центром наслега, не имеют возможности ежедневного общения с местной администрацией, с другой стороны, они традиционно самостоятельно решают повседневные вопросы жизнедеятельности без участия органов власти. Эти населенные пункты характеризуются тесными контактами между разными возрастными группами населения, большей сплоченностью и готовностью жителей для решения насущных общественных нужд.

На сегодня в республике насчитывается 86 сложносоставных муниципальных образований поселенческого уровня, на территории которых могут быть образованы ТОС по образцу муниципального образования «Легойский наслег».

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2013 г. № 2209 «О комплексных мерах по устойчивому развитию села в Республике Саха (Якутия)» главам поселений рекомендовано организовать создание территориальных общественных самоуправлений (туелбэ), в том числе в пределах жилого микрорайона и сельского населенного пункта, не являющегося поселением, в целях осуществления ими хозяйственной деятельности по благоустройству территории, удовлетворению социально-бытовых потребностей граждан и обеспечению общественного контроля.

Туелбэ – традиционная форма самоорганизации граждан на части территории сельского поселения. Деятельностью туелбэ охвачена практически вся сельская территория республики. На 01 декабря 2017 г. в республике действуют 1427 туелбэ. В восьми муниципальных районах (Абыйский, Алданский, Верхнеколымский, Жиганский, Ленский, Нерюнгринский, Оленекский, Эвено-Бытантайский) туелбэ не созданы. Вместе с тем, туелбэ осуществляют свою деятельность без какой-либо регистрации, не имея документально-оформленного правового статуса. В соответствии со статьей 27 (часть 5) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа.

Деятельность ТОС стимулирует социально-экономическую активность и занятость старшего и среднего поколения, проживающего в городских и сельских поселениях. Преимуществом ТОС является его компактность, которая позволяет привлечь граждан к решению локальных ежедневных проблем территории. С другой стороны, это способствует укреплению доверия граждан друг к другу и к органам муниципальной власти.

Основные направления деятельности ТОС заключаются в следующем:

благоустройство территории ТОС;

содействие в повышении качества досуга жителей;

участие в мероприятиях по повышению безопасности жизни граждан;

содействие внедрению на территории ТОС, муниципального образования здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта;

участие в воспитании молодежи, работе с детьми и семьями;

оказание содействия жителям, относящимся к социально незащищенным категориям или оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

сохранение и использование местного исторического, культурного наследия, сохранение народных традиций и промыслов, участие в охране памятников истории и культуры;

информирование населения о принятых решениях органов местного самоуправления, в том числе при участии или по предложению органов территориального общественного самоуправления;

организация субботников и иных мероприятий.

Важность этого института обусловлена тем, что ТОС наиболее приближено к населению и способствует воспитанию гражданского самосознания населения. По степени развитости института ТОС можно судить о степени зрелости гражданского общества, о способности населения решать местные вопросы без вмешательства публичной муниципальной власти, т.е. местной администрации.

Деятельность ТОС может быть значительно более эффективной при наличии у ТОС статуса юридического лица. Это позволит обеспечить финансовую самостоятельность, расширить границы и сложность решаемых проблем, готовить проекты более высокого уровня, самостоятельно привлекать финансовые средства и обеспечивать занятость местного населения. Вместе с тем, поддержка ТОС должна быть основана на принципах равенства всех типов ТОС, как зарегистрированных в качестве юридических лиц, так и зарегистрированных в органах местного самоуправления.

Реальную помощь в создании новых ТОС со статусом юридических лиц, а также в заключении договоров, написании и реализации бизнес-проектов, распространении передового опыта и продвижении положительного имиджа ТОС может оказать уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере государственной поддержки гражданских инициатив, определяемый Правительством Республики Саха (Якутия), и некоммерческие организации, деятельность которых направлена на развитие общественных инициатив и повышение гражданской активности.

Решение указанных проблем будет осуществляться в рамках реализации Концепции.

 

 

III. Цель и задачи развития ТОС

 

Целью развития ТОС является создание благоприятных условий и стимулов для реализации права участия населения в осуществлении местного самоуправления, вовлечение широких слоев населения в общественную жизнь своих муниципальных образований, повышение активности жителей в решении задач развития своих территорий, решении вопросов местного значения, в конечном итоге - повышение уровня и качества жизни населения республики.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1) активизация участия ТОС в социально-экономическом развитии территории муниципального образования;

2) вовлечение населения в процессы формирования и развития ТОС в целях эффективного решения вопросов местного значения;

3) вовлечение населения в общественную жизнь населенного пункта;

4) совершенствование взаимодействия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) с органами ТОС в целях реализации социально значимых инициатив населения;

5) повышение уровня информированности населения Республики Саха (Якутия) о деятельности ТОС, обеспечение свободного доступа к информации о ТОС;

6) правовое закрепление туелбэ как традиционной формы территориальной общины в сельских населенных пунктах Республики Саха (Якутия);

7) внедрение системы стимулирования участников ТОС (ежегодное проведение конкурсов «Лучший ТОС Республики Саха (Якутия)», «Лучший активист ТОС», награждение лучших ТОС и активистов ТОС). Итоги работы ТОС рекомендуется подводить ежегодно 21 апреля – в День местного самоуправления.

Указанные задачи должны решаться как на уровне республики органами государственной власти, так и органами местного самоуправления муниципальных образований, поскольку органы местного самоуправления заинтересованы в создании эффективных механизмов по решению вопросов местного значения.

С учетом характеристики текущего состояния территориального общественного самоуправления основными направлениями развития ТОС представляется следующее:

1)       развитие ТОС в сложносоставных городских и сельских поселениях в населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями;

2)       в микрорайонах городских поселений и городских округов;

3)       в местах компактного проживания коренных малочисленных народов;

4)       развитие туелбэ (ТОС) без образования юридического лица как традиционной формы самоуправления в сельских поселениях.

 

 

IV. Механизмы реализации Концепции

 

Инструментами реализации Концепции на уровне муниципальных образований Республики Саха (Якутия) выступают муниципальные программы развития или поддержки ТОС и деятельность советов ТОС при главе муниципального образования.

Во исполнение резолюции VI (внеочередного) съезда Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) – Ассоциации межмуниципального сотрудничества от 23 марта 2017 года Правлением Совета муниципальных образований 20 июня 2017 года в г. Якутске проведено учредительное собрание и образована Ассоциация территориального общественного самоуправления Республики Саха (Якутия). Решением учредителей организационное и материальное обеспечение деятельности, осуществление методического сопровождения работы органов территориального общественного самоуправления и представление их интересов возложены на Совет муниципальных образований республики.

Реализация Концепции должна осуществляться уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере государственной поддержки гражданских инициатив, определяемым Правительством Республики Саха (Якутия), совместно с иными заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), а также совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований и Советом муниципальных образований Республики Саха (Якутия) – Ассоциацией межмуниципального сотрудничества.

 

 

V. Информационное обеспечение Концепции

 

В целях повышения уровня информированности населения в сфере взаимодействия работы с населением по развитию форм ТОС требуется информационная поддержка.

Для этого необходимо:

создание информационного сайта, содержащего информацию и методические материалы по вопросам создания и осуществления деятельности ТОС;

тиражирование специализированных методических пособий и рекомендаций;

формирование информации о работе ТОС по месту жительства на сайтах органов местного самоуправления;

содействие в создании и размещении на республиканских и муниципальных теле- и радиоканалах, программ, ориентированных на различные возрастные и социальные группы населения (городское и сельское и т.д.) и отражающих аспекты работы ТОС.

 

 

VI. Прогноз развития ТОС

 

В современных социально-экономических и общественно-политических условиях реализация Концепции позволит систематизировать организацию работы с населением по месту жительства, оказывать значительное влияние на решение комплекса задач, связанных с повышением качества жизни граждан, созданием и функционированием структур гражданского общества, обеспечить реальные возможности освоения и утверждения культуры самоуправления, продуктивного межведомственного взаимодействия, сформировать нормы межпоколенческих и межэтнических взаимоотношений.

Реализация Концепции позволит достичь:

создания условий для взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными советами и активной инициативной частью жителей муниципальных образований;

повышения уровня информированности населения о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления;

внедрения новых форм влияния активной части населения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, в частности, развития института инициативного бюджетирования;

увеличения числа квалифицированных специалистов в области работы с общественными инициативами;

развития системы работы по месту жительства;

увеличения количества и качества проводимых мероприятий с учетом потребностей населения;

развития и укрепления добрососедских отношений в целях профилактики правонарушений в муниципальных образованиях;

усиления социально-воспитательной работы по месту жительства, вовлечение молодежи в общественную жизнь;

адресной направленности муниципальных программ;

сохранения народных традиций, промыслов;

содействия активности занятости старшего поколения.


Информация по документу
Читайте также